Художник Альфрид Шаймарданов: «Для художника важно ярко выраженное творческое лицо, умение заявить о себе»

7 ноября 2023 г.

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась встреча с татарским художником наива Альфридом Шаймардановым. Гости вечера познакомились с его творческой биографией, увлекательными жизненными перипетиями, а также с некоторыми его работами.

Модератором встречи выступила старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств РТ Разиля Ильясова, напомнившая собравшимся о понятии «наивное искусство».

Наив – одно из направлений примитивизма, включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек. Не имея профессионального художественного образования, но ощущая в себе дар художественного творчества, эти художники всецело занимаются искусством. Самыми прославленными представителями наива явились Анри Руссо, Нико Пиросмани, Павел Леонов.

Как отметила Разиля Ильясова, художники примитива и наива имеют, в сравнении с академическими художниками, ряд преимуществ. Они не ограничены никакими академическими рамками, не творят ради конъюктуры или денег.  «Это, как правило, люди, которые способны сохранить в себе детское творчество, юность души на протяжении всей жизни. Наверное, поэтому работа художников примитива и наива наполнены чистотой, лёгкостью и всегда несут положительный заряд», – рассказала искусствовед.

«Творчество Альфрида Шаймарданова очень энергичное, звучное и дарит позитивный заряд. Сюжеты для своих картин он находит как в окружающей его действительности, так и любопытных фантазиях, где реальность и вымысел затейливо и ярко соединяются»,- отметила Разиля Ильясова.

Справка:

Альфрид Шаймарданов родился в деревне Сабабаш Сабинского района ТАССР. С 1961 г. с родителями жил в Караганде, Казахстан. Служил в армии, с 1983 г. учился в Ленинградском институте киноинженеров по специальности инженер-механик. С 1988 года живет в Казани. Работал на Казанской студии кинохроники ассистентом кинооператора. С 1993 года профессионально занимается живописью и с этого же года начинает выставляться.

«В этом году 30 лет, как я впервые взял в руки кисть, - рассказал художник. – В нашей жизни нет ничего случайного».

Во время учебы в Ленинграде Альфрид Шаймарданов познакомился с художником Иваном Соловьевым, который в свою очередь способствовал художественному развитию и насмотренности путем долгих бесед, совместных походов по музеям и галереям.

«Иван Степанович снял с меня шоры, страх и сказал, что художником может стать каждый. Если бы не он, я б давно сошел с этого пути. Это человек, умеющий взбодрить», – поделился А.Шаймарданов.

Переехав в Казань и начав работать на Казанской студии кинохроники, художник ездил за «психологической терапией» в Санкт-Петербург к Ивану Соловьеву.

«При одной встрече я спросил у него, могу ли я, используя его методику и систему образования, не умея рисовать, стать известным художником? Он ответил, что да, если я буду строго следовать его указаниям. У меня была уверенность, что я стану знаменитым», – рассказал художник.

Для того, чтобы поднять моральный дух, Альфрид Шаймарданов написал письмо итальянскому художнику с просьбой дать совет, как и с чего начать. С просьбой перевести это письмо на английския язык, он обратился к знакомой учительнице, которая спросила его о картинах. На тот момент их не было, все идеи были только в голове еще будущего художника. Перевести текст она отказалась, сказала, что не будет участвовать в этой авантюре. Но Альфрид Шаймарданов не отчаялся и нашел человека, который перевел ему этот текст. Отправив письмо, через полтора месяца он получает бандероль из Милана, где было ответное письмо, буклеты и фотографии.

«Это было очень емкое письмо, с четким содержанием. Оно совпадало с моим мировоззрением и с кредо, которое я определил для себя, – поделился он. – Я с этим письмом пришел на выставку к искусствоведу и сказал, что для Казани я человек малоизвестный, хочу участвовать в вашей выставке, не сомневайтесь, вы не пожалеете».

С этого момента Альфрид Шаймарданов начал вести активную творческую деятельность, выставляться на разных престижных площадках страны и зарубежом.

«Мой жизненный опыт говорит, что характера и таланта одного недостаточно, чтобы состояться и стать знаменитым. Должен быть целый комплекс того, что должно сойтись. Я встречал талантливых ребят-рисовальщиков, которые так и не стали художниками. Если человек не имеет какую-то установку, гражданскую позицию, взгляд на окружающий мир, он может стать только талантливым рисовальщиком. Для художника важно ярко выраженное творческое лицо, умение заявить о себе и раскрыть, – отметил Альфрид Шаймарданов.

В этот вечер на встрече присутствовал искусствовед, художник Рустем Шамсутов: «Я об Альфриде узнал в 1990-е годы. Мне Ильгизар Хасанов сказал тогда, что в Казани появился такой художник, который оставил Питер, как Ван Гог, приехал в Казань и взялся за кисти. Сама биография Альфрида у меня вызывает трепет, что я общаюсь с интересным, неординарным человеком. Наивное искусство метафорично. Его каждая картина – метафора, в ней есть недосказанность. У настоящего художника картина должна нести посыл. В его картинах он есть», - отметил он.