Коллекционер Григорий Качурин: «Это путь тернистый, трудно сохранить себя и остаться непогрешимым»

5 октября 2023 г.

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась встреча с искусствоведом и коллекционером патефонных пластинок Григорием Качуриным (г. Москва).

На сегодняшний день Григорий Качурин является хранителем самой крупной частной коллекции в России. В ней свыше 30 тысяч патефонных пластинок разных периодов: от самых первых, как русских, так и иностранных, датируемых концом 19 века, до послевоенного периода СССР.

Григорий Качурин унаследовал интерес к старой музыке от отца и стал продолжателем этого дела.

«В моей семье я с самого детства слышал записи Петра Лещенко, Александра Вертинского и многих других исполнителей. Почему я этим заинтересовался? Не только потому, что мой отец (тоже известный в своё время коллекционер) этим занимался. С годами я начал понимать, что время всё-таки властно над людьми, оно уходит и многое уносит с собой. Всё меньше остается каких-то свидетельств этого времени. Оно безжалостно и разрушительно для этих вещей. И во все периоды истории люди пытались каким-то образом его зафиксировать», – отметил коллекционер.

По словам Григория Качурина, явление грамзаписи, как и фотографии – одно из величайших изобретений. На всем протяжении человечества не так много изобретений, которые могут быть с ним сравнимы. В какой-то степени, пластинки – это как машина времени, они позволяют хотя бы немного прикоснуться к тому, что было раньше. И они наглядно нам показывают, что раньше было много интересного и важного, зачастую несправедливо забытого.

Как рассказал коллекционер, эра грамзаписи началась с эры фонографов. Первый запатентованный шаг к этому был сделан во Франции ученым Шарлем Кро в 1877 году. Во всех специализированных источниках говорится, что с этого времени начинается реальная история грамзаписи. Тогда он подготовил доклад со всеми научными выкладками, обозначил принципы, с какими записывается звук: на восковом носителе, со специальной мембраной. Американский ученый и предприниматель Томас Эдисон применил теорию Шарля Кро на практике. Первые записи на восковых валиках фонографа появились очень скоро после этого эксперимента. Спустя 10 лет изобретатель Эмиль Берлинер активно стал экспериментировать со звукозаписью и уже в 1887 году запатентовал граммофон – устройство, положившее начало индустрии музыкальной звукозаписи на плоских носителях. Именно с тех пор и началась победная эра грампластинки.

Первые русские записи появились в конце 19 века. Всё до этого было западным. Когда пластинка стала предметом общего обихода, началось коммерческое тиражирование записей. В погоне за прибылью граммофонные пластиночные фабриканты гонялись за популярными артистами. Благодаря этому в записи сохранились многие выдающиеся голоса и произведения многих исполнителей и авторов.

А в советское время, в 1930-е годы были записаны многие корифеи отечественной эстрады, которые даже сейчас прорываются сквозь новую эпоху – Леонид Утесов, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Александр Вертинский…

Первые пластинки были односторонние. Запись была только с одной стороны в силу технологических причин. Двухсторонние появились позже. Но даже во время существования двухсторонних – уже в начале 20-го века – односторонние шли под маркой «экстра», на ней издавались певцы самой первой величины: Шаляпин, Собинов, Нежданова.

«Когда коллекционер говорит про одностороннюю пластинку, он тем самым подчеркивает ценность того, что у него есть. Это больше элемент коллекционерского тщеславия, – рассказал Г.Качурин. – У меня есть «платиновый фонд» подобных ранних изданий. Я хотел кое-что из них привезти сюда на нашу встречу, но побоялся, что разобьются. Они маленькие, да и звучат плохо. Современному уху будет непонятно. В целом можно сказать, что односторонняя пластинка с коллекционерской точки зрения хороша, когда она очень ранняя».

В ходе встречи у зрителей была возможность услышать звучание пластинок на патефоне, выпущенном во времена СССР в 1939 году. Его в «Искусство жить» привез ведущий встречи Айрат Валеев. Он родился и вырос в Казани, сейчас проживает в Москве.

Сам он тоже увлекается коллекционированием патефонных пластинок. Он собрал записи советского певца, уроженца Казани, тенора Георгия Виноградова.

После прослушивания записи романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Георгия Виноградова, воспоминаниями о своем дедушке поделилась его внучка Ольга Вербицкая. Она была приглашена на встречу Айратом Валеевым.

«Творчеством Виноградова я увлекся в 2011 году. Я собрал коллекцию его патефонных пластинок. Планирую организовать мероприятие в Казани, пригласить родственников певца и передать им собранные мной издания», - поделился Айрат Валеев.

Во время встречи была затронута тема, как пополняются коллекции собирателей.

«Вообще я считаю, что собирательство – где-то сродни болезни. И если ты что-то собираешь только ради чистого накопительства, то живешь лишь как бы с узким сознанием этого своего богатства, уподобляясь «скупому рыцарю». Наивно думаешь, что чем больше найдёшь, тем это важнее и тем больше здесь твоей личной значимости. С годами я начал понимать, что это неправильно. Поэтому позже я стал выборочно относиться к приобретению новых экспонатов... А достается все по-разному. И разные были случаи появления новых пластинок: друзья и знакомые, объявления в газетах, случайные акции. Бывают истории, когда хозяева продают квартиру и подают объявление, что распродают все вещи: мебель, книги, пластинки. Не буду скрывать, что особенно приятно прийти в такую квартиру и понять с первой же редкой пластинки, что здесь еще не было моего собрата-коллекционера», – поделился Григорий Качурин.

На вопрос слушателей о существовании клуба коллекционеров Григорий Качурин ответил:

«Коллекционеры - не всегда единомышленники. Такого клуба нет, на данный момент я не вижу возможности его даже создать. Все коллекционеры, что бы они о себе не говорили, они «возвышенные» индивидуалисты. Но есть интернет-сообщества, они сейчас и заменяют клубы».

Г.Качурин далее отметил: «Как известно, есть наука и есть взаимоотношения в науке. Точно так же - есть прекрасное и есть около-прекрасная возня. Что тут скрывать, многие интересные вещи мне приходилось вырывать из рук конкурентов, ровно так же конкуренты вырывали какие-то вещи и у меня. Здесь всегда идет определённая борьба. Кроме того, если говорить про историю изучения данной темы, я не могу сравнивать цену полученных знаний из интернета («погуглив инфу», как сейчас модно выражаться) с ценой этих же знаний, полученных коллекционерами более старшего поколения, живших до эпохи интернета, которые реально и кропотливо копались в архивах, вели переписку не электронную, а настоящую... Я не хочу принижать привлекательный и действительно возвышенный в целом образ собирателя-коллекционера, но я все-таки за относительную правду... В целом это путь тернистый, трудно сохранить себя и остаться непогрешимым».

Как рассказали Григорий Качурин и Айрат Валеев, подобные встречи с коллекционерами в Москве на регулярной основе не проводятся. «В России встреча в таком формате проходит впервые. Сегодня мы первопроходцы», - отметили они.